Синтаксис.
Perl программа (скрипт) состоит из
последовательности деклараций и предложений.
Единственно что должно быть обязательно
декларировано, это форматы отчетов и подпрограммы (функции).
Все необъявленные переменные, массивы имеют значение 0
или null.
Декларации (объявления).
Perl имеет свободный формат. Комментарии
начинаются с символа '#' и продолжаются до конца строки.
Декларации могут использоваться в любом месте
программы так же как и предложения (statements), но
действуют они только в фазе компиляции программы.
Обычно их помещают или в начале или в конце программы.
Декларация подпрограмм позволяет использовать имя
подпрограммы как списковый оператор, начиная с
момента декларирования.
Пример:
sub test; # Декларация подпрограммы test
$var1 = test $0; # Использование как оператора списка.
Декларации подпрограмм могут быть
загружены из отдельного файла предложением require или
загружены и импортированы в текущую область имен
предложением use. Подробно см. главу Модули.
Простое предложение.
Простое предложение обязательно
заканчивается символом ';' если только это не последнее
предложение в блоке где ';' можно опустить. Заметьте,
что существуют операторы такие как eval{} и do{}, которые
выглядят как сложные предложения, но на самом деле это
термы и требуют обязательного указания конца
предложения.
Любое простое предложение может содержать
single модификатор перед ';'. Существуют следующие single
модификаторы:
if EXPR
unless EXPR
while EXPR
until EXPR
где EXPR - выражение, возвращающее логическое значение
true или false. Модификаторы while и until вычисляются в начале
предложения кроме блока do, который выполняется первым.
if EXPR- Модификатор "если". Предложение
выполняется, если EXPR возвращает true.
Пример:
$var = 1;
$var2 = 3 if $var > 0; # Результат: $var2 = 3
while EXPR - Модификатор "пока". Предложение
выполняется пока EXPR = true
Пример:
$var = 1;
print $var++ while $var < 5; # Печать $var с инкрементом
Результат: 1234
until EXPR- Модификатор "до ". Предложение
выполняется до тех пор пока EXPR = false
Пример:
$var = 1;
print $var++ until $var > 5; # Печать $var с инкрементом
Результат: 12345
unless EXPR - Модификатор "если не" . Обратный к if.
Выражение выполняется если EXPR = false.
Пример:
$var = 1;
print $var++ unless $var > 5; # Печать $var с инкрементом
Результат: 1
Сложные предложения.
Последовательность простых предложений,
ограниченная функциональными ограничителями,
называется блоком. В Perl это может быть целый файл,
последовательность предложений в операторе eval{} или
чаще всего это множество простых предложений,
ограниченных круглыми скобками '{}'.
Существуют следующие виды сложных предложений:
Обратите внимание, что сложные предложения
описаны в термах блоков, а не предложений, как в языках
C или Pascal. Поэтому необходимо всегда использовать
круглые скобки для обозначения блока.
if (EXPR) BLOCK - Вычисляется логическое
выражение EXPR и если true блок выполняется.
Пример:
$var =1;
if ($var == 1)
{ print $var,"\n";
}
Результат: 1
if (EXPR) BLOCK else BLOCK2 - Если EXPR=true выполняется
BLOCK иначе BLOCK2.
Пример:
$var =2;
if ($var == 1)
{ print "\$var = 1\n";
}
else
{ print "\$var не равно 1\n";
}
Результат: $var не равно 1
if (EXPR1) BLOCK1 elsif (EXPR2) BLOCK2 ... else BLOCK - Если EXPR1=true
выполняется BLOCK1 иначе если EXPR2=true выполняется BLOCK2
иначе ... иначе BLOCK.
Пример:
$var = 1;
if ($var == 0)
{ print "\$var = 0\n";
}
elsif ($var == 1)
{ print "\$var = 1\n";
}
else
{ print "Не известное \$var\n";
}
Результат: $var = 1
Цикл While
Цикл while выполняет BLOCK до тех пор пока EXPR = true.
Метка LABEL не обязательна и состоит из идентификатора,
завершающегося символом ':'. Метка необходима при
использовании внутри блока цикла управляющих
операторов next, last и redo. Если метка все же отсутствует,
то эти операторы ссылаются к началу ближайшего цикла.
Блок после continue выполняется всегда перед тем как
вычисляется логическое выражение EXPR. Это подобно EXPR3 в
предложении for, поэтому в этом блоке удобно изменять
счетчики и флаги цикла даже если применяется оператор
next.
Операторы управления циклом.
next - подобен continue в С. Переходит к началу
текущего цикла т.е. повторяет итерацию.
Пример:
M1:
while ($i < 6)
{
++$i; # Увеличиваем счетчик на 1
next M1 if $i < 3; # Переходим в начало если $i < 3
++$i; # иначе увеличиваем счетчик еще раз на 1
}
continue
{
print "$i "; # Печатаем $i
}
Результат: 1 2 4 6
last - подобен оператору break в языке С.
Немедленно прерывает цикл. Блок continue пропускается.
Пример:
M1:
while ($i < 6)
{
++$i; # Увеличиваем счетчик на 1
last M1 if $i > 3; # Выход из цикла если $i > 3
++$i; # иначе увеличиваем счетчик еще раз на 1
}
continue {
print "$i "; # Печатаем $i
}
Результат: 2 4
redo - начать новый цикл не вычисляя EXPR и не
выполняя continue блок.
Пример:
M1:
while ($i < 6)
{
++$i; # Увеличиваем счетчик на 1
redo M1 if $i == 3; # Далее пропустить для $i = 3
++$i; # иначе увеличиваем счетчик еще раз на 1
}
continue {
print "$i "; # Печатаем $i
}
Результат: 2 5 7
Цикл for.
LABEL for (EXPR1; EXPR2; EXPR3) BLOCK
Оператор for полностью аналогичен оператору for в С. В
перед началом цикла выполняется EXPR1, если EXPR2 = true
выполняется блок, затем выполняется EXPR3.
Пример:
for ($i = 2; $i < 5; ++$i)
{
print $i, " ";
}
print "\nПосле цикла i = $i\n";
Результат:
Цикл foreach.
LABEL foreach VAR (LIST) BLOCK
Переменной VAR присваивается поочередно каждый элемент
списка LIST и выполняется блок. Если VAR опущено, то
элементы присваиваются встроенной переменной $_. Если
в теле блока изменять значение VAR то это вызовет
изменение и элементов списка т.к. VAR фактически
указывает на текущий элемент списка. Вместо слова foreach
можно писать просто for - это слова синонимы.
Пример:
@месяц = ("январь","февраль","март"); # Создали массив
foreach $i (@месяц)
{
print $i," "; # Печать $i
}
Результат: январь февраль март
Пример:
@месяц = ("январь","февраль","март"); # Создали массив
foreach $i (@месяц)
{
$i = uc($i); # Перевели в верхний регистр
}
print @месяц;
Результат: ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТ
Пример:
for $i (3,5,7)
{
print "$i ";
}
Результат: 3 5 7
Блоки и оператор switch.
Блок не зависимо от того имеет он метку или
нет семантически представляет собой цикл который
выполняется один раз. Поэтому действие операторов
цикла next, last, redo - аналогично описанному выше. Блоки
удобны для построения switch (переключатель) структур. В
Perl нет специального оператора switch подобного языку С
поэтому вы сами можете создавать удобные для вас
конструкции. Опыт автора показывает что для простоты
написания лучше всего подходит конструкция вида if ...
elsif ... else ... хотя можно сочинить и нечто подобное:
SWITCH:
{
if ($i ==1 ) { .....; last SWITCH; }
if ($i ==2 ) { .....; last SWITCH; }
if ($i ==3 ) { .....; last SWITCH; }
$default = 13;
}
Выбирайте сами по своему вкусу.
Оператор goto.
В Perl существует оператор goto хотя где , как и
когда его применять как говорил Ходжа Насреддин "Тонкий
философский вопрос". Для начинающих программистов
которым от так "нужен" я бы вообще посоветовал "забыть"
о его существовании. Однако при создании больших
производственных задач на последнем этапе особенно
при отработке "отвальных" ошибочных ситуаций
конечно goto нужен.
В Perl реализовано три формы goto. goto - метка, goto -
выражение и goto - подпрограмма.
goto |
метка выполняет непосредственный переход на
указанную метку. |
goto - выражение |
Вычисляет имя метки и делает соответствующий
переход. Например если мы хотим сделать переход на
одну из трех меток "M1:", "M2:" или "M3:" в
зависимости от значений переменной $i равной 0, 1 или
2 то это лучше сделать следующим образом:
goto ("M1", "M2", "M3")[$i];
здесь $i используется как индекс массива указанного
непосредственно в выражении. |
goto подпрограмма |
довольно редкий случай т.к. всегда проще и
надежней вызвать подпрограмму "естественным"
образом. |
POD операторы. Документирование программ.
В Perl реализован очень удобный механизм для
написания документации в момент создания программы.
Для этого применяются специальные POD операторы. Если в
теле программы интерпретатор встречает оператор
начинающийся с символа '=' например:
= head Набор стандартных процедур
то пропускается все до слова '=cut'. Это удобно для
включения длинных на несколько строк или страниц
комментариев. Затем с помощью специальной программы pod
можно отделить текст документации от текста программы.
[Назад] [Содержание]
[Вперед]
|